Сейчас такое время, когда в киноиндустрии (да и не только) создают ту или иную киновселенную, чтобы штамповать по ней фильмы, один за одним. Удобно и надёжно: один раз нужно разработать идею мира, создать концепты, мифологию, героев, и, если понравится потребителю, можно запускать конвейер и только успевать пожинать прибыль с проката фильмов, продажи дисков, саундтреков, маек, кружек и прочее, и прочее.
И мы не против. Если создатели хорошо поработали, вложили душу в работу, смогли нас увлечь и развлечь. Нам всем сразу в голову приходят фильмы по комиксам от DC и Marvel, например. При всём моём ровном отношении к историям на основе графических романов, не могу не отметить, что в фильмах Marvel видно крепкую командную работу: отличный экшен, какой-никакой сюжет с вниманием к деталям и развитию истории, работа над атмосферой и детализацией мира, музыкальное оформление и многое другое. DC в этом плане, как всем известно, отстаёт от коллег, но отдельные картины про Бэтмена вытягивают все остальное. Правда, это заслуга конкретных режиссёров, но сейчас не об этом.
Студия Universal решила не оставаться в стороне и самой запустить новую или, будет правильнее сказать, обновленную киновселенную. Первопроходцем в ней должен был стать фильм «Дракула» в главной роли с Люком Эвансом. Но первый блин, мы знаем, как выходит, и фильм решили оставить вне канона.
Вселенная носит название Dark Universe, о чём нам говорит мрачная заставка в начале свежей «Мумии». По словам представителей студии, события вселенной будут освещать нелёгкие судьбы и приключения паранормальных тварей, подёрнутые дымкой мистического хоррора. И здесь собирается пестрая компания: Франкенштейн, которого сыграет Хавьер Бардем, Человек-Неведимка (Джонни Депп), Человек-Волк, Доктор Джекил и с ним, как понимаете, мистер Хайд, обновленный «Дракула» и даже, прости Господи, Горбун из Норт-Дама.
Открывать двери в Dark Universe пала ответственность на Мумию. И вот из-за того, что это новая Вселенная, ждать, что у «Мумии» 2017 года будет много общего с её предшественницами не стоит. И это большой минус. Потому что какой-то новой формулы, которая удачно бы освежила историю о древнем забинтованной страшиле, создателям найти не удалось.
Как я себя не настраивал не сравнивать прошлые и новый фильмы, всё равно надеялся, что будет между ними какая-то связь, и дух прошлых картин просочится в новую экранизацию. Но ничего подобного. Во всей ленте нет ни намека на события «Мумии», где со злом боролся герой Брендана Фрейзера. Ну разве что в одной из сцен случайно в кадр попадет Книга Мертвых Амон Ра, которая играла важную роль в фильме 1999 года. Но, если это и отсылка, то она сделана как-то неаккуратно и совсем не пробуждает ностальгических чувств. Лучше бы её и вовсе не было, чтобы не напоминать о более успешных прошлых работах.
Ну, начнём с истории. Тут всё, как мы уже видели много раз. Мумию, которую давно заточили от греха подальше, разбудят. Она озлобленная и взбешённая от тысяч лет заточения будет все крушить-ломать и строить козни, чтобы захватить мир. Но ей будет противостоять главный герой, который эгоистично не позволит гостье из прошлого реализовать свои амбиции.
Главный герой Ник Мортон- разведчик американских войск в Ираке. И его больше интересуют не военная миссия, а поиски древних ценностей, которые можно обнаружить в руинах войны, чтобы потом продать подороже. По задумке сценаристов и в исполнении Тома Круза — это храбрый, смекалистый авантюрист, беспринципный расхититель гробниц, который ради наживы готов и приказ нарушить, и воспользоваться близостью с главной героиней Дженни Халсей (Аннабель Уоллис), чтобы выкрасть у неё карту сокровищ.
Кстати, в сцене, где разгневанная Дженни настигает вора и высказывает всё, что о нём думает, будет забавная перепалка, где обиженная сторона будет высмеивать любовные способности героя Круза и их продолжительность. И это, пожалуй, самая годная шутка фильма. В остальном юмор присутствует, но он настолько шаблонный, ожидаемый, что тебе даже лень на него реагировать.
Мортон высвободит из заточения Мумию — обречённую за грехи на мумификацию живьём древнюю Египетскую принцессу (София Бутелла), — и она изберёт его для своих наполеоновских планов и будет гоняться за ним весь фильм. А он будет от неё убегать. И да, будет в фильме несколько сцен, где Том Круз как обычно устраивает спринтерские забеги. И на этот раз ещё и Аннабель Уоллис пришлось с ним тоже попотеть.
Герои не получились. Они набрали в себя многие сейчас популярные клише. Он — бесстрашный вояка, искатель наживы. Она — повёрнутая на древней истории и её тайнах учёная, сильная женщина, которая весь фильм орет и командует мужиками, чтобы те аккуратнее транспортировали её находки. Но за этими клише нет бэкграунда, предысторий, чтобы мы могли разобраться в мотивации персонажей, понять, почему они такие, какие они есть. Не за что зацепиться, их не за что полюбить.
Взять Мумию 99 года. Герой Брэндана Фрейзера тоже был отчаянным искателем приключений, который рыночную цену предпочитал исторической важности артефактов. Персонаж Рейчел Вайс тоже была ученой-историком, любящей свое дело больше всего на свете. Но вспомните, какие это были очаровательные герои. Вспомните химию между ними, которая даже заставила их попуститься своими желаниями ради чего-то большего. Эволюция героев разворачивалась у нас на глазах, и всё было органично. В новом же фильме есть ощущение, что Том Круз играет Тома Круза, а Аннабель Уоллис ему в этом помогает.
София Бутелла неплохо справилась с задачей воплотить прОклятую принцессу, разбуженную после 5000 лет мучительного обезвоживания. Образ получился устрашающим и благодря умению актрисы себя подать даже притягательным. Авторы рассказали её историю, причины её такой непростой судьбы, и это дало образу хоть какой-то объем, а нам логику для принятия её поведения.
Помните в прошлых частях был персонаж — брат героини Рейчел Вайс? Такой обворожительный недотёпа, который своими выходками и шутками разряжал напряжённую атмосферу и периодически, как мог, помогал героям преодолевать трудности и опасности. В новом фильме тоже есть такой образ, который должен был, по идее, выполнять ту же функцию — напарник Мортона, брат по оружию. Но вот только он больше бесит, и больше ничего. Он только истерит и жалуется на происходящее, но это не выглядит смешно, нисколько вас не позабавит, а только раздражает. И смешными репликами его тоже не наделили. Юмор в его исполнении какой-то на грани маразма, не знаю, как описать его иначе.
В новой картине тоже есть тайное общество, которое носит название Prodigium, а руководит им герой в исполнении Рассела Кроу. Эти ребята описаны как хранители мистических тайн и оберегают мир от порождения зла, периодически стремящихся нарушить наш покой. И вот и всё. Больше нам ничего не известно, и толком рассмотреть этих стражей добра нам не предоставили возможности. Нет, когда герой Круза впервые попадает в их убежище, нам показывают склянки с законсервированными мерзкими существами (тут мой друг, с которыми мы смотрели фильм, метко указал, что зрелище, как Кунсткамере Санкт-Петербурга) , где даже можно увидеть череп с вампирскими клыками. Но эти штрихи картины не делают.
В Мумии 99 тоже были хранители тайны египетских фараонов, которым прорисовали шлейф загадочности, мудрости, и которые своим неуловимым, но определяющим участием значительно способствовали развитию истории героев.
Ребят же из Prodigium показывают пару раз в компании огнестрельного оружия, их быстро разметают злодеи, и вся недолга. Образа какой-то мощной тайной организации не вышло. Так, шайка-лейка. Рассел Кроу обозначил свой образ с заходом на продолжения в следующих фильмах, продемонстрировал свою позицию и философию относительно творящейся чертовщины, но сильно раскрыться не успел. Авторы не предоставили ему много пространства, но это явно будет компенсировано в следующих частях Dark Universe.
То есть история не замысловатая, персонажи не уникальные, лишённые какой-то индивидуальности, в общем ничего примечательного. Но фильм развлекательный, и в нём есть хотя бы экшен, тем более есть Том Круз, который просто не может обойтись без эффектных трюков.
Есть несколько интересных сцен. Например, падение самолета, когда герои как белки в колесе вынуждены носиться по салону самолета, уходящего в головокружительный штопор. Или сцены рукопашных схваток Мортона с мумиями, когда его каменные кулаки застревают в трухлявых телах древних солдатов, и Нику приходится применять всю свою смекалку, чтобы это использовать и выйти победителем.
И всё равно, это не тот экшен, когда вы готовы простить фильму его огрехи только за перехваченное дыхание и чувство драйва. Такого чувства вы не испытаете. Экшен есть, но он сделан без должной динамики, темпа-ритма. Критики винят в этом начинающего режиссёра Алекса Куртцмана, который снял только один полнометражный фильм и средненький сериал, а до этого занимался в основном сценарной работой. Пожалуй, что режиссёр не справился с расстановкой акцентов в повествовании сказать можно, но, как по мне, претензии есть не только к постановке, но и к сценарию. Материал такой, что даже самый опытный режиссёр, наверняка, не смог бы сделать из него конфетку.
Красивой картинкой это кино тоже, к сожалению, похвастаться не может. Вроде бы все эффекты на месте, но какого-то масштаба не хватает. Красоты, будь то природные пейзажи, какие-то сокрытые пещеры или что-либо ещё, чего подсознательно ожидаешь, ты не получишь. То есть какой-то изобразительной вкусовой составляющей тут нет. Нет сцен, которые бы за их визуальную неповторимость хотелось бы сохранить в памяти.
Кстати, по поводу масштаба. Фильм вышел каким-то замкнутым. Нет, нас не водят от титров до титров по пещерам и подземельям, но размаха происходящим действиям не хватает. Ну сами посудите. Первые полчаса фильма, а может и меньше, мы в Ираке, где герои находят мумию, потом нас переносят в Лондон, где разок по его улицам прокатится разрушительная песчаная буря. Будет еще база Prodigium и старое подземелье, да леса Британии, и то совсем чуть-чуть.
Хотя в прошлых фильмах события разворачивались только в Египте. Но Египет фильма 99 года был такой роскошно созданной декорацией к событиям картины, что ты им любовался в каждом кадре, жадно впитывал его пленительную атмосферу старины, загадочности, тайны и приключений. У тебя оставалось ощущение, что в рамки фильма не убралось ещё очень многое из детально и щедро созданного мира, и ты оставался с жаждой исследовать его ещё глубже. А это ли не высшая похвала для создателей.
И вот тут, пожалуй, вырисовывается одна из основных претензий к новому фильму. Когда ты идешь на продукт с названием «Мумия», ты волей-неволей ожидаешь помимо мумий увидеть монументальные Пирамиды, палящее солнце, раскаляющее золотистый пустынный песок, от которого поднимается горячий воздух, рисуя нам сказочные миражи с невиданными героями и невероятными приключениями. Нам уже давно создали такой архетип фильма в подсознании, в котором Мумия — это только один из атрибутов сказочного Древнего Востока.
А создатели фильма 2017 делают акцент именно на мумии, как персонаже-монстре своей новой Вселенной, лишая нас удовольствия от наслаждения всем остальным богатым миром, который и должен быть главным героем.
Вот подумал, а что можно сказать о музыке, и понял, что ну совсем не помню, даже была ли она. Точно была, ведь если бы не было её, то тишина производила бы свой эффект. Но какая она была, даже пары нот не вспомню.
Юмор, как писал выше, вроде бы и есть, а не заходит совсем. Хотя если взять некоторые шутки отдельно из контекста, они достаточно неплохие, пусть и дежурные в большинстве своем.
Но тут вот в чем основная загвоздка. Пожалуй, одна из главных вещей, о которых я просто обязан написать.
Вот если прошлая «Мумия» — это приключенческая добрая комедия, то в новом фильме авторы решили сменить жанр и сделать приключения с элементами хоррора, о чем они сами заявляли на пресс-конференциях. То есть в фильме есть много моментов, где будут резкие громкие звуки и неожиданные появления монстров, на полном серьёзе сделанные, чтобы вас напугать. И вообще во многих сценах сами мумии сделали похожими больше на зомби, и порой появлялось ощущение, что смотришь какой-нибудь Resident Evil.
И вот из-за этого рушится вся картина мира и твоё восприятие происходящего. Как говорится, атмосфера пропала. И какой ложкой есть такой винегрет — не очень понятно. Одним словом, из-за того, что при походе в кино, у тебя уже есть какие ожидания от фильма, если ты смотрел хоть одну из предыдущих «Мумий», и эти ожидания не оправдываются, а взамен тебе не дают чего-то крепкого, стоящего, то чувство разочарования заставляет себя ощутить обманутым.
Может быть, авторам Вселенной стоило бы первым ознакомительным фильмом сделать другую историю с другим монстром в центре событий, чтобы горькое чувство разочарования не отбивало желание идти на продолжения. Хотя и у других мифических персонажей Dark Universe есть художественные предыстории, с которыми также нужно работать крайне бережно и осторожно, дабы не отпугнуть и не озлобить преданных фанатов.
Кинокритик, журналист портала NiceKino.Ru
Илья Богданов