«Пираты Карибского Моря» (и сразу в голове начинает играть музыка Ханса Циммера, да?).
Чего мы ждём от нового фильма? Всё того же, что нам нравится в предыдущих. Ну, быть может, за исключением четвёртой части, которая лично мне никак не зашла.
Мы ждём, что на пару часов нас вырвут из лап реального мира и окунут в сказочные воды Карибского Моря, где нас ждут невообразимые приключения, полные опасностей, интригующих тайн, поиска сокровищ, героических противостояний и завораживающих путешествий по морским просторам в компании знакомых персонажей во главе с изобретательным авантюристом Джеком Воробьем. Капитаном Джеком Воробьем, поправите вы меня.
Дает ли нам всё это пятая часть пиратской саги под названием «Мертвецы не рассказывают сказки»?
Сценаристы постарались вдохнуть в старую историю новую жизнь. И, надо сказать, задача это не из простых. То, что творилось в первых трёх частях по эпичности, масштабу и драматизму, переплюнуть трудно, планка задрана выше крыши. Ставку сделали на новых юных персонажей: Генри Тёрнера (Брендон Туэйтс, который играет сами понимаете чьего сына) и Карину Смит (Кая Скоделарио), на которых, как несложно предположить, будет построена ключевая любовная линия.
Генри храбр и решителен, как и его отец, которого он пытается спасти из, казалось бы, неразрывных пут — быть капитаном Летучего Голландца целую вечность. Это основная цель молодого Тёрнера, с которой и начинаются события фильма. Это его страстное желание служит катализатором всех дальнейших событий. И завязка в целом ощущается логично и пробуждает интерес к тому, что же будет дальше.
Карина Смит этакая сильная независимая женщина, которая в отличие от большинства представительниц её пола того времени не боится конкурировать с мужчинами, придерживается научного взгляда на жизнь и твёрдо отстаивает свою точку зрения, не гнушаясь иногда, при всей её грации и очаровании, дать пощёчину или крепкого пинка. За что, стоит отметить, прослыла ведьмой и не раз за фильм была преследуема стражами порядка. Она сирота. У неё есть подарок от отца, которого она давно ищет. Подарок — это блокнот с картой, и прочитать её может только она. Кстати, её фамилия Смит. Эта фамилия обычно в фильмах про шпионов ненастоящая, легенда для прикрытия. Это тоже добавляет интриги.
Тема отцов и детей таким образом является одной из ключевых, заставляя сюжет развиваться в заданном направлении (привет новые «Звёздные Войны». Хотя тема стара как мир, что уж там).
И вот так выходит, что они с Генри будут искать очередной сказочный артефакт, который может помочь им обоим достичь их целей.
«Пираты Карибского Моря» — это фильм на который хочется возлагать надежды. Пусть после прошлой части я этого фильма не ждал, прямо от слова «совсем». Но всё же, когда пришёл в зал, увидел титры, поймал себя на мысли «А вдруг что-то и получится…». Но после неплохого зачина, который дал надежде немного укрепиться, происходящее на экране перестает увлекать так, как этого бы хотелось. И трещины в целостности картины для меня пошли с появления ключевого персонажа — Джека Воробья. Кстати, забегая вперёд скажу, что в фильме нам расскажут, откуда у него такое прозвище.
Помните триумфальное появление Джека в первой части? Помните, как в закатных солнечных лучах он статно стоит на вершине мачты рядом с гордо развевающимся пиратским флагом, а невзрачная посудина тем временем потихоньку тонет? Или как он в «Сундуке Мертвеца» простреливает крышку гроба изнутри, прогоняя назойливого ворона, и эффектно предстаёт перед нами под уже к тому времени полюбившуюся музыку? Помните то чувство, как будто встречаешь старого друга?
Конечно же, и в новом фильме надо было поиграть со зрителем, потомить его в ожидании, прежде чем дать встретиться со старым пиратом. И авторы, можно сказать, всё сделали для этого. Подготовили зрителя, придумали в целом годную сцену. Но всё же явление Воробья народу было каким-то ожидаемым, и острого приступа ностальгии не последовало. Так, еле ощутимые спазмы.
Вообще, наверное, самое печальное, что как раз таки ключевой персонаж франшизы, завоевавший планетарную любовь зрителя, не получился. В «Мертвецах» Джека сделали каким-то пьянчугой (хотя ладно, он всегда им и был), прогнувшегося под невзгодами нелёгкой пиратской жизни. И по сюжету в разных передрягах он попросту надеется на случай, идёт на поводу событий. И так не восхищает, как в прошлых частях. Такого Джека мы не заслуживаем! В новой части он бухает и кривляется, развлекая зрителя, но это доставляет лишь поверхностное удовольствие. А мне хотелось увидеть того персонажа, который полюбился за его ум, хитрую проницательность, отвагу, любовь к морю, страсть к свободе и романтизм. Раньше за его напускными кривляньями и дурачеством, мы видели силу и глубину характера. Раньше Джек опережал врагов на несколько шагов вперёд, лукаво называя это импровизацией. И вот этого прямо не хватает.
Кстати, о врагах. Джек ввязывается в историю с артефактом, потому что у него снова появляется могущественный враг, капитан Салазар, наделенный мистическими силами, справиться с которым своими силами невозможно. И, между прочим, метаморфозы Салазара и команды от проклятья уж больно напоминают загробные трансформации команды Барбоссы из первой части саги. Салазар проклят, и виной тому Джек Воробей. То, как начиналась эта вражда, нам показывают во флешбэк-сцене. Там же мы видим, как ещё совсем молодой пират Джек (неважно отрисованный, между прочим) становится капитаном. Как раз в этой же сцене нам рассказывают происхождение его прозвища, появление компаса и знаменитой шляпы. Ничего, кстати говоря, такого необычного, чего предвкушаешь. Есть вещи, которые лучше оставлять на волю воображения зрителя. Образ Воробья только страдает, теряя обворожительную загадочность.
Капитан Салазар же получился каким-то однобоким. Им движет старая ненависть к пиратам, он одержим местью Джеку Воробью за свое проклятье, и вообще, создается ощущение, что он злой, просто потому что он злой. Как говорится, и мотивации мало у персонажа, и в целом он получился очень уж плоским. Не в пример былым Дейви Джонсу, грозе морских пучин с израненным сердцем, или капитану Барбоссе, который практически столь же непредсказуем и симпатичен, как былой Джек Воробей.
Кстати, персонаж Барбоссы получился на славу. Он так же эксцентричен, охоч до власти и ни на что не променяет жизнь честного пирата, даже не смотря на то, что ему также грозит расправа от новоиспечённого злодея. И линия Барбоссы получит в фильме интересное развитие, неожиданное, но заслуживающее внимания. Больше не сказать, иначе и это небольшое удовольствие от просмотра может быть испорчено).
Появление Пола МакКартни так же украсило фильм, расширив наше представление о пёстром генеалогическом древе капитана Воробья. В сюжет ввели еще несколько новых персонажей, таких как ведьма Шанса (Гольшифте Фарахани) и офицер Скарфилд (Дэвид Уэнэм, он же Фарамир из «Властелина Колец»). Но их так быстро вывели из него, что становится даже непонятно, в чём была их роль в развитии сюжета.
Чтобы быть объективным, надо сказать, что история получилась хоть и с провисаниями, но есть и неплохие сцены. Например, сцена ограбления банка или казни с гильотиной. А вот финальная сцена с трещиной в глади океана, что нам показали еще в трейлере, и скаканиями Джека в этой пропасти между двумя кораблями разочаровала. В ней не было ни интересного изобретательного экшена, ни даже красивой картинки, которой отличались предыдущие части фильма.
И, невольно сравнивая повествование с прошлыми картинами, ощущается сильное падение динамики и эффектности экшена. Такое сильное, что несколько раз заставал себя зевающим во весь рот. Нет былой масштабности, от которой захватывало дух. Не хватает мелких деталей, которые заставляли воображение дорисовывать уже в голове богатый пиратский мир, что придавало всей истории больше жизни и красоты.
И сразу хочется своё неудовлетворение свалить на новую команду, работавшую над фильмом.
Доукомплектованной команде сценаристов не хватило усилий, чтобы придумать действительно захватывающую историю. Она поначалу увлекает, даёт несколько интересных подач по ходу, но в целом не выглядит яркой, какой достоин мир Пиратов Карибского Моря. В сюжете много самоповторов, которые, может быть, должны были порадовать поклонников, но эффект получился обратным.
Что осталось по-прежнему, так это юмор. Правда получился он преимущественно «половой», наверное, в угоду любовной линии ключевых молодых персонажей, но достаточно остроумный, поэтому скучать не придётся. Рейтинг +16, но шутки о «кармЕ» героини неплохо завуалированы, отчего зрелый зритель смеётся, а юный просто пропускает. Вокруг меня сидели дети, и это им не мешало наслаждаться яркой картинкой.
К слову о картинке. Спецэффектов в фильме предостаточно, глазу есть, на что посмотреть. Это и бегущие по воде мертвецы во главе с Салазаром, и полуразложившиеся акулы, на одной из которых Джек обязательно прокатится, и морские глубины, открывшиеся, когда вода разойдётся в стороны, как перед походом Моисея, и старинные корабли — неотъемлемый атрибут пиратской тематики.
Но и тут не могу дёгтем не капнуть. Картинка выглядит всё же не такой роскошной, как в прошлых частях, ну никак не удержаться от сравнения. Дизайн не так органичен, и некоторые элементы выбиваются из представлений о мире Пиратов Карибского моря.
Режиссёрами выступили Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг, большинству из нас, наверное, известные по фильму «Кон -Тики». Не буду говорить, что мол у них мало опыта в таких проектах, это не их уровень и т.д. Но всё же, такого качества, темпа повествования, визуальной подачи истории, как это делал Гор Вербински (режиссёр первых трех фильмов), у них не вышло. И это сильно диссонирует со вселенной пиратского мира.
С музыкой та же история. Знакомая музыка хорошо скрепляет происходящее на экране, играя на ностальгических чувствах, а вот то новое, что сделал композитор Джеф Дзанелли, совсем не производит впечатления. Не запоминается, даже местами утомляет. Тут, правда, добавить нечего.
Опять же о ностальгии. Приятно было вновь видеть Орландо Блума в роли капитана Летучего Голландца. Его появление нельзя назвать продолжительным, но в копилку поклонников свои пять копеек он добавил, неплохо склеивая новый фильм, выбивающийся из общего мира, с предыдущими частями.
Одним словом, «Пираты Карибского Моря. Мертвецы не рассказывают сказки» мне показались достаточно проходным фильмом, особенно когда волей-неволей сравниваешь его с предшественниками. В нём есть, на что посмотреть, над чем посмеяться. Но тот романтизм вольных пиратов, всматривающихся в горизонт в поисках приключений и своей судьбы, куда-то улетучился.
Если вы не боитесь выйти из зала с мыслью, что Капитан Джек Воробей уже не тот, то можно и сходить. Но если не хотите, чтобы горький привкус разочарования омрачил светлый образ несгибаемого пирата в вашей душе, то лучше воздержаться.
Хотя вряд ли вас это удержит от похода, ведь так?)
Кинокритик, журналист портала NiceKino.Ru
Илья Богданов