Домой / Аналитика / Ford против Ferrari: история противостояния, 24 часа Ле-Мана

Ford против Ferrari: история противостояния, 24 часа Ле-Мана

В российский прокат вышел фильм с Мэттом Деймоном и Кристианом Бэйлом «Ford против Ferrari». В нём упрямый наследник Генри Форда не пожалел никаких средств на то, чтобы отомстить унизившему его итальянцу Энцо Феррари. Настоящей ареной для их сражения стала легендарная гонка на выносливость во французском Ле-Мане. О ней до сих пор вспоминают с содроганием те, кто по счастливой случайности стали свидетелями ожесточённой схватки того времени.

Ford против Ferrari: зарождение борьбы

Истории автогонок известны многие случаи яростного соперничества. Основными причинами большинства стычек были захват власти или уязвленное самолюбие, но в отдельных случаях и всё вместе. Из самых интересных историй напряженных взаимоотношений потом слагаются легенды, как это было в случае с Генри Фордом II, попытавшемся приобрести Ferrari. Инцидент разжёг войну с Энцо Феррари, которая растянулась практически на 10 лет.

Стоп-кадр из трейлера «Ford против Ferrari»

В 1962-м году ввиду производства неудачных моделей Edsel, а также растущей популярности развивающихся конкурентов – General Motors и Chrysler, Ford столкнулся с самой страшной для мирового бренда проблемой – резким падением продаж. Генеральный директор компании, старший сын Эдселя Форда, Генри Форд II искал всяческие способы изменить ситуацию в свою пользу. Высшее руководство с подачи главы Ford Division, Ли Якокки, смогло убедить Генри, что решением проблемы станет выпуск спорткара. И всё бы хорошо, если бы не одна проблема. В портфеле Ford на тот момент не было спортивного автомобиля, как и планов на его создание, а до появления легендарного «Мустанга» Якоки оставалось еще несколько лет. Именно тогда руководством компании было найдено решение приобрести спортивный автомобиль от производителя.

Переговоры между Ford и Ferrari

Тогда Ford пришла идея купить Ferrari, которая в те памятные годы делала упор именно на гоночных автомобилях. Фирма продавала машины для езды по улицам и вкладывала вырученные денежные средства для создания моделей для треков. После нескольких месяцев долгих переговоров, весной 1963-го года стало ясно, что стороны вот-вот подпишут соглашение.

По договору Форд должен был заплатить Феррари 10 миллионов долларов за компанию и её активы, что освобождало Энцо от бремени ежедневного управления Ferrari. Но в какой-то момент что-то пошло не так, и Феррари отверг один из пунктов договора, касающийся всей гоночной команды Ferrari. Предполагалось, что Энцо полностью откажется от контроля бюджета и доверит это дело Форду. Феррари был взбешен выставленным условиям, и добавил, что ни при каких условиях не пойдёт на соглашение с мерзкой компанией, производящей такие же мерзкие автомобили. Ходили даже разговоры, что Феррари при личной встречи оскорбил Генри II, назвав его недостойным имени деда.

Энцо Феррари. Фильм "Ford против Ferrari"
Стоп-кадр из трейлера «Ford против Ferrari»

Дабы еще сильнее «ущипнуть» Форда, Феррари не просто отменил сделку, а продал контрольный пакет акций итальянскому производителю Fiat. Руководство Ford вместе с Генри II пришло к выводу, что Энцо не собирался заключать сделку с компанией, а просто хотел выманить большие средства со стороны Fiat. Феррари удалось провернуть хитрое дельце, оставив всю команду Ford в дураках и без спорткара.

Генри II не мог простить ставшему злейшим врагом Феррари нанесённую обиду. Он вместе со своей командой решил взяться за создание спортивного автомобиля, который унизил бы Феррари в гонке «24 часа Ле-Мана». Так было положено начало созданию гоночной машины GT-40. На создания первой партии «убийцы Ferrari» была брошена группа разработчиков передовых автомобилей Ford в Великобритании.

Ford и 24 часа Ле-Мана: первые шаги

Как и полагается, первый блин вышел комом. Стартовая партия GT40, выпущенная в свет Advance Vehicle Group, стала невероятно быстрой, но, в то же время, нестабильной и ненадёжной. Тормоза такого спорткара были, откровенно говоря, ненадёжными. Согласно подсчётам инженеров, нажатия тормозов гонщиками в конце трассы выводит роторы передних тормозов из строя по причине сильнейшего перегрева.

Такие расклады могли стать смертельными для любых водителей, даже самых профессиональных. Дружной команде Ford так и не удалось разобраться в том, как улучшить сцепление гоночного кара с трассой на северо-западе Франции, не говоря уже о том, как обеспечить непрерывную работу всех механизмов новой модели в течение 24 часов.

Проиграв Ferrari в обеих гонках, Форд поручил подготовку к следующей гонке талантливейшему автомобилестроителю из Лос-Анджелеса – Кэроллу Шелби, являющемуся одним из немногих американцев, кому когда-либо удавалось побеждать в Ле-Мане. Уже в то время Шелби являлся консультантом проекта, однако теперь он лично отвечал за его успех или провал. Шелби и его надежный товарищ, опытный инженер и гонщик Кен Майлз перебрали GT40 заново в сотрудничестве с группой разработчиков экспериментальных двигателей при Ford.

Кэролл Шелби и Кен Майлз (Мэтт Дэймон и Кристиан Бэйл) в фильме "Ford против Ferrari"
Шелби и Майлз. Стоп-кадр из трейлера «Ford против Ferrari»

Новый GT40 от Ford и его успех в Ле-Мане

Шелби и Майлзу удалось отрегулировать управляемость и устойчивость машины. За счёт тестирования потоков воздуха была улучшена и аэродинамика автомобиля, а собранные опытным путём данные позволили автомобилестроителям создать более устойчивый и маневренный GT40, жаждущий проверке на трассе. Отрепетировать тормозную систему удалось инженер команды Ford, Филу Ремингтону. Благодаря ему были разработаны тормоза, позволяющие механикам быстро менять колодки во время смены водителя на пит-стопе, чтобы команде не пришлось переживать о том, удастся ли тормозной системе проработать всю гонку.

Вопросы надёжности в механизме спортивного автомобиля решал динамометр, который тестировался профессионалами в течение 24-48 часов в динамомашине, при создании условий реальной гонки. Вложенные силы и средства себя оправдали, и на свет появился новенький GT40 Mk II. Благодаря ему, Ford не просто одолел Ferrari в 1966-м году, а унизил итальянцев. Ни один спорткар Ferrari не сумел добраться до конца гонки, в то время, как пилоты Ford на новом автомобиле заняли весь пьедестал почёта.

В итоге была прервана 6-летняя победная серия Ferrari, и начиная с 1966-года уже Ford смог добиться 4-х побед подряд, пока в 1970-м году гегемонию американской команда не прервал появившийся в гонках Porsche на специально созданной машине 917. К слову, для Ferrari в 1965 и для Ford в 1969 эти победы стали последними в Ле-Мане. Начиная с 1970-х годов на первые роли вышли другие автомобили. Победы штамповали Porsche, Matra, затем на авансцену выходили Peugeot, BMW, Audi, но противостояние Ford и Ferrari навсегда войдёт в историю мирового автоспорта.

Вячеслав Козырев, NiceKino.ru

Проверьте также

Кен Майлз, «Ford против Ferrari»: биография, 24 часа Ле-Мана, причина смерти

В российский прокат вышел фильм с Мэттом Деймоном и Кристианом Бэйлом «Ford против Ferrari». В …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *