Можно ли оправдывать Гитлера? Можно ли, ссылаясь на особенности архитектуры, сказать: «Нет дыр — нет холокоста»? Можно ли учить маленькую дочку антисемитской поговорке? На эти вопросы каждый ответит сам для себя. Но на все из них даёт утвердительный ответ «историк» Дэвид Ирвинг. Всю свою жизнь он проживает в согласии с этими идеями. И он уверен в себе и своей правоте.

Кто же его оппонент или, вернее сказать, главный оппонент? Кто решительно не признает его труды и обвиняет в фальсификации истории? Яркая, прямолинейная и дерзкая Дебора Липштадт. Еврейка. Женщина. Историк. Пьёт водку, не закусывая, и всегда яро отстаивает свою точку зрения. «Всё что у меня есть, это голос и совесть», — говорит героиня, и это действительно так. И вот в своей книге про Холокост Дебора называет Ирвинга лжеисториком, он же молниеносно подаёт на неё в суд за такую «клевету». На чьей стороне добро и правда, кажется, очевидно, но судья старается оценивать только факты и ничего кроме фактов… Очень ценно, что все слова, произнесённые в зале суда, не были изменены режиссёром, а звучали, как на реальном процессе 2000-ого года.

Фильм сильный. Один из тех фильмов, с каждой минутой просмотра которого, хочется всё больше прильнуть к экрану. Раствориться в фильме. Такому эффекту в первую очередь способствуют сюжет, сценарий и безукоризненная актерская игра. Тимоти Сполл, сыгравший Черчилля в оскароносном фильме «Король говорит», виртуозно и искренне играет роль самоуверенного злодея, который отрицает неопровержимые и чтимые обществом факты. Этакий склизкий и настойчивый старикашка, думающий, что имеет право высказывать и настаивать на любой своей точке зрения. Рэйчел Вайс, известная по таким фильмам, как «Мумия», «Константин» и «Молодость», в роли Деборы была как никогда харизматична, смела и, пожалуй, можно сказать, превзошла себя.

Для любителей видеть и трактовать символы режиссёр Мик Джексон, тот самый Мик Джексон, снявший «Телохранитель», приготовил приятный подарок. Красный зонт, красная шапка, красные фонари во дворе королевского суда, красный шарф Деборы на первом заседании, красная подкладка у пиджака Дэвида Ирвинга во время объявления решения суда… Что означает красный в фильме?

Возвращаясь к сюжету нельзя не подчеркнуть, что несмотря на острый юмор и дерзкие диалоги, присутствующие в фильме, ужас холокоста передаётся ярко и сильно. Сцены в Освенциме доводят до мурашек. Туман. Колючая проволока. Тысячи ботинок без обладателей. Газовая камера. Таблички. «Они не смогут забыть это». Страдание, ужас и боль…И хочется верить, что такое больше не произойдёт. Не здесь. Не в этом мире.

Татьяна КУРУСЬ, NiceKino.ru