Каждый Московский международный кинофестиваль, проходящий в столице России, имеет свой лейтмотив. Текущий смотр, который станет уже 38-м по счёту, не является исключением. Если в предыдущие годы упор был сделан на такое понятие, как молодое кино – в Москву приезжали довольно много режиссёров, делавших первые шаги, то в нынешних реалиях волею судьбы получилось так, что упор делается на проверенных временем авторов. Правда, оговорюсь, даже не это сейчас самое главное. Куда важнее, что основной посыл фестиваля – это бесконечные загадки и тайны, разгадать которые способен лишь зритель.

Каждый Московский международный кинофестиваль, проходящий в столице России, имеет свой лейтмотив. Текущий смотр, который станет уже 38-м по счёту, не является исключением. Если в предыдущие годы упор был сделан на такое понятие, как молодое кино – в Москву приезжали довольно много режиссёров, делавших первые шаги, то в нынешних реалиях волею судьбы получилось так, что упор делается на проверенных временем авторов. Правда, оговорюсь, даже не это сейчас самое главное. Куда важнее, что основной посыл фестиваля – это бесконечные загадки и тайны, разгадать которые способен лишь зритель. Правильных ответов, что традиционно, существовать не будет – каждый участник большого праздника кино в Москве будет приходит к ответам, продиктованным собственным пониманием познания

На предваряющей московскую пресс-конференцию встречу с журналистами в Канне, бессменные руководители различных секций Московского международного кинофестиваля, не раскрыли всех тайн и загадок, но привнесли некоторую ясность в ожидание нового смотра в Москве. Были объявлены первые картины, среди которых оказалась одна российская. Важно отметить, что, согласно регламенту фильмов, в основной конкурсной программе не может быть меньше 12, а это значит, что остальные будут оглашены уже на пресс-конференции в Москве.

Главным украшением оглашённого списка станет работа легендарного Николая Досталя «Монах и бес». Режиссёр уже становился победителем Московского международного кинофестиваля и прекрасно понимает, какое кино востребована зрителем на этом смотре. В своей работе «Петя по дороге в Царствие Небесное» он затрагивал важные темы, граничащие как раз с такими понятиями как вера и терпимость. Если вторая стала красной нитью, прошедшей через всё повествование, то на веру были лишь лёгкие, даже незаметные намёки. «Монах и бес», а это видно уже из синопсиса, предполагает совершенно обратный порядок понятий. Зная мастерство Досталя, то не приходится сомневаться в грандиозности нового фильма, хранящего в себе довольно много загадок. Великолепный актёрский состав уже будет рассматриваться на получение приза за Лучшую мужскую роль – иначе просто и быть не может.

Не менее триумфальным может получится возвращение на землю московскую у Руя Герры. В отличие от Досталя режиссёр не смог получить приз в рамках ММКФ, но был его полноценным участником. Если говорить о критиках, то они давно заявили о сильном спаде в творческой карьере режиссёра, но это не мешает ему иметь довольно большой вес в мире кинематографа. Его новая работа «Память забвения» — лучшее тому подтверждение. Самое интересное, что и на экране будет рассказана та история, которая вполне могла стать некой адаптации самой жизни мастера, если говорить о его извечной борьбе за желание показать необычное в кино самым честным и правильным языком.

Не обойдётся и без дебютантов. 38-й Московский международный кинофестиваль расширил географию, взяв в конкурс фильм Ариэля Эскаланте«Голос вещей» — яркую драматичную историю о судьбе женщины, которая является сублимированным отголоском всей боли, связанной с различными периодами в жизни обычных женщин.

Вернётся на фестиваль и Реза Миркарими. Зрители прекрасно запомнили его картину «Проще простого», получившую приз в рамках 30-го ММКФ. Его новая работа – непростой для Ирана фильм, показывающий культуру и столкновение жизненно важных ценностей с таким понятием, как вопрос веры. Если в прошлый раз зрителям была рассказана история женщины, то теперь пришло время открыть нам вещи, происходящие внутри всех переживаний мужчины.

На место самой большой загадки претендуют сразу три картины – «37»«Козни» и «Эксцентрики». Оба фильма несут в себе не просто историю из прошлого, а довольно яркий посыл, связанный с пониманием различного рода событий, довлеющих как над людьми, так и над обществом в целом. Игнорирование вопросов цикличности происходящего – это недопустимая роскошь, особенно для тех, кто до сих пор набивает шишки из-за неумения адаптироваться к правилам современной жизни, диктуемых как политикой, так и самим обществом.

Кто не может жить без классического французского кино? Таких людей найти довольно трудно, особенно тогда, когда в конкурс попадают такие интересные работы как «Мари и неудачники» Себастьена Бетбедера. За малопривлекательным синопсисом кроется реальность, которая складывается во французском кинематографе в наши дни. Никто не ошибётся, если скажет, что кино Франции держится на комедиях, будут правы и те, кто оценивает драматургию. В фильме «Мари и неудачники» хватит фактов, доказывающих обе точки зрения. Тем интереснее будет увидеть фильм и посмотреть на реакцию зрителей после показа. Готовы ли они принять новое кино и есть у такого лица право на жизнь.

Московский кинофестиваль пройдёт с 23 по 30 июня. Всего в Москве будут показаны более 200 картин.

Андрей ТРУНОВ, специально для NiceKino.ru