Российская премьера фильма «NO-ONE» Льва и Владимира Прудкиных с участием Вячеслава Жолобова, Натальи Вдовиной, Елизаветы Боярской, Георгия Марченко, Алексея Аграновича, Александра Феклистова и др. состоится 23 апреля в программе «Русский след» 40-го Московского международного кинофестиваля.

Курортная жизнь золотой обкомовской молодёжи в дни августовского путча 1991 года оборачивается мистикой и прорастает смелыми историческими параллелями.

Перестроечный Крым с партийными дачами и ведомственными санаториями реконструирован для фильма на берегах Мёртвого моря международной командой во главе со знаменитым израильским продюсером Сашей Клайном, работавшим с Данелия и Лунгиным, художником-постановщиком Эхудом Гуттерманом и тель-авивской художницей по костюмам Натальей Каневской, известной работами в театре «Гешер», российском кино и московских спектаклях.

Премьерный показ состоится 23 апреля в 22.00 в Зале N5 кинотеатра «Октябрь».

Авторы фильма — отец и сын: Владимир и Лев Прудкины.

Лев Прудкин: «Первая идея родилась очень давно, лет 20 назад. Во время путча я сам подростком отдыхал в Крыму. И вот по каким-то юношеским воспоминаниям, скорее эмоциональным, я написал сценарий, который был очень далек от того фильма, который вы увидите. В 2008-2009 я даже снимал по нему картину, она называлась Луна-Луна, но наступил кризис, и по разным причинам этот проект оказался не завершенным. В какой-то момент, лет через 7, мы с отцом решили вернуться к той моей первой идее, но развить на её основе совершенно другую историю, — как ни странно, с теми же персонажами, — но кардинальным образом изменив их личности, их отношения, поступки и происходящие с ними события. Так, во многом неожиданно для меня самого, сложился новый фильм».

Владимир Прудкин: «Фильм писался и снимался почти одновременно. Я больше работал над текстом, Лев — на площадке над построением кадра, — он, на мой вгляд, прекрасный визуалист, картинка — это его сфера, — но в целом вопрос о распределении функций в этой работе скорее технический, складывали фильм вместе от начала и до конца, как и указано в титрах: Prudkin&Prudkin Film».

Рассказывая о конкретных днях, с которых начинается новейшая история России, фильм оставляет за кадром политические реалии, он говорит не о месте на карте и не о политических событиях августовского путча, и даже не о конфликте эпох и поколений. Запутанная семейная драма, которая разворачивается на фоне падения империи и втягивает в себя всех персонажей фильма, отзывается в не переведенном на русский язык названии фильма, один из возможных переводов которого — НИКОГО.

«Я очень хорошо помню эти четыре дня, я был в этот момент в Москве и помню свои ощущения: революции, перелома и того, что никому непонятно, что теперь будет. Мне, кажется, эта атмосфера очень точно передана в фильме, и это меня сильно задевает. Кино должно делать человека лучше и умнее. Мне кажется, этот фильм очень чувственный, в нём есть эротика и химия, которой очень трудно добиться. К тому же это очень личное кино, сегодня это большая привилегия — снимать кино, не оглядываясь постоянно, на такую страшную вещь, как касса. Именно это и называется искусством». — заявил после просмотра почетный гость предпремьерного показа кинорежиссёр Егор Кончаловский.

Одну из главных ролей — генерала КГБ Олега Сергеева исполнил известный актёр МХТ Вячеслав Жолобов. Актерский ансамбль украшают дебютант Георгий Марченко — воплотивший образ молодого студента-дипломата, пламенная Елизавета Боярская в роли его девушки, и роковая и пластичная Наталья Вдовина, чья героиня Тамара и является сюжетообразующим персонажем ленты. С Натальей Вдовиной работала хореограф Даниэла Галь из Batsheva Dance Company.

«Прочитав сценарий, я сразу вспомнил свои булгаковские роли. В юности мне много приходилось играть Булгакова, а в зрелости, будете смеяться — Андропова. Давным-давно мы с Владимиром Прудкиным делали спектакль «Фантазия об Иване», это был коллаж на основе болгарской пьесы, и у меня там была роль эдакого мефистофелевского типа. Для дипломного спектакля Елена Сергеевна Булгакова, вдова писателя, разрешила нам поставить «Мольера», и я играл короля Людовика. Потом Прудкин поставил в МХАТе «Бал при свечах» по роману «Мастер и Маргарита», и я играл Воланда. Очень важная для меня в жизни оказалась роль. Часто его играют изворотливым бесом, а ведь он философ. У него своя особенная точка зрения на мир — вид сверху. Он знает все, что было до, что будет после, и удивляется, что же это люди так суетятся. Вот и мой Андропов тоже должен видеть одновременно весь мир и всю страну, и понимать все, так сказать, сложности. Вот из этого коктейля и сложился мой Олег Сергеевич». — рассказывает Вячеслав Жолобов, исполнитель роли Олега Сергеевича, генерала КГБ.

О фильме:

Племянник генерала КГБ и будущий дипломат снимает рискованный любительский фильм с участием дяюшкиной жены. Пока он лелеет свои творческие амбиции в сени обкомовских дач, в Москве происходит смена власти. Переплетая сюжеты Островского, Мольера, Булгакова и Дюма Лев и Владимир Прудкины вооружаются одновременно иронией московского концептуализма и пафосом литературы русского зарубежья с её мистическим пониманием момента русской истории и Крыма как её проблемной точки.

Наталья Вдовина, исполнительница главной роли Тамары, знаменитой советской актрисы и жены генерала КГБ: «Вокруг были убийства всякие, криминал, вечные 90-е. А у меня была такая счастливая театральная жизнь! Театр меня наверное и оградил от всего от этого. Я попала в «золотой век» «Сатирикона», а все остальное было где-то далеко. Для меня это был еще и мой собственный золотой век, относительная юность: лучшие роли мирового репертуара я сыграла до 35 лет. Конечно помимо этого в стране происходили какие-то изменения, мы их ощущали по мере того, как нам платили или не платили зарплату. Но все равно, мне кажется, мои воспоминания более светлые, чем у многих людей, с которыми я разговариваю. Кроме того, я родилась в Крыму. В то время, когда происходили описываемые события, я была в Новом Свете под Судаком. А мой муж как раз был на баррикадах. Мы только поженились в 1990 году, муж еще учился в высшей школе КГБ. Я стояла в переговорной будке все время с ним связывалась».

Лев Прудкин

Выпускник филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Лев Прудкин по первой профессии литературовед, специалист по испанской литературе. После учёбы на режиссёрском факультете ВГИК его диплом «Парфюмерия» (2006) с Михаилом Ефремовым в главной роли получил приз на фестивале студенческих работ «Святая Анна». Первый опыт полного метра «Луна-луна» (2009) по организационным причинам остался незавершенным. После этого Лев Прудкин несколько лет работал сценаристом и режиссером на телевидении, изучал в Лос-Анджелесе голливудские техники постпродакшн (VFX, Color grading), стажировался на студии Anarchy Post при Warner Bros. В октябре 2017 года полноценный полнометражный дебют Льва Прудкина «NO-ONE», снятый в Израиле в творческом союзе с Владимиром Прудкиным, был отобран в программу престижного международного кинофестиваля в Хайфе.

Владимир Прудкин

Во время учебы на механико-математическом факультете МГУ Владимир Прудкин играл в спектаклях знаменитого Студенческого театра МГУ, где тогда работали Марк Захаров и Сергей Юткевич. После окончания университета поступил на курс Олега Ефремова режиссёрского отделения Школы-Студии МХАТ. Работал режиссером в МХТ, был заместителем художественного руководителя театра — сначала Олега Ефремова, потом Олега Табакова, писал пьесы и сценарии, снимал телевизионные фильмы (один из них — «Осенний ветер» с отцом Марком Прудкиным в главной роли), на киностудии Мосфильм снял фильм по своему сценарию («Сцены из смерти»). Последние годы живет и работает в Европе и Израиле.

Династия Прудкиных

История семьи Прудкиных неразрывно связана с историей Московского художественного театра. Отец Владимира и дедушка Льва Марк Прудкин, прямой ученик Станиславского, работал в театре с 1918 по 1993 год, и был одной из ключевых фигур легендарного «второго поколения» МХТ. В 1969 году Марк Прудкин участвовал в 6-м ММКФ как исполнитель роли Фёдора Карамазова в классичесской советской экранизации «Братьев Карамазовых» — последнем фильме великого Ивана Пырьева, вышедшем на экраны уже после его смерти.

Вячеслав Жолобов был не единственным старинным коллегой Владимира Прудкина по художественному театру, задействованным в этом проекте. Вот что рассказывает исполнитель небольшой роли Александр Феклистов: «С Владимиром Прудкиным я работал когда-то во МХАТе, играл в его спектакле «Бал при свечах» по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Мы объехали всю страну, это было очень давно. А потом собственно Владимир и Лев позвали меня на эпизодик в этот фильм. В нём, как мне кажется, звучат скорее даже кафкианские мотивы, чем булгаковские. У меня вполне реалистическое существование. Может быть, с каким-то странным отклонением по темпоритму. И потом я это заметил на экране, что фильм построен, как бы это сказать, неспешно, но очень аккуратно — тихое европейское кино, как я люблю.

Спектакль «Бал при свечах» летом становился нашей антрепризой. Команда была интересная, подача материала такая условная — это было очень своевременно. С тех пор я не припомню такого зрительского внимания к своему спектаклю. Это были 1980-е, начало и середина, когда роман еще не был так широко известен, все хотели посмотреть, что же это такое на сцене. Мы играли по 20 спектаклей в одном городе, сейчас это немыслимо вообще. В МХТ я работал еще при Олеге Николаевиче Ефремове, который был моим учителем. Уже тогда там работал и Вячеслав Жолобов. Всегда приятно возвращаться в компанию моей юности, моей молодости».

Прямые политические аллюзии не стоят в центре внимания, но обрамляют сюжет. Вот что рассказывает в интервью телеканалу «Дождь» исполнитель ещё одной запоминающейся роли второго плана Алексей Агранович: «Если бы авторы хотели показать будущего президента — выбрали бы артиста с соответствующей внешностью. Мы такое поколение — рубежное, мы выросли в одной стране, а живем в другой. Мой герой тоже отчасти из тех людей, которые готовы приспособиться, перепрыгнуть из одного поезда в другой. Представляю себе, кем бы он мог быть в 2000-х. Не факт, что его судьба сложилась бы так блестяще, что он мог бы быть сегодня у власти. Как правило, эти люди получили свое еще в 1990-е. Они либо сами становились олигархами, преуспевшими в приватизации, либо близко и надежно обслуживали этих людей. Они шагнули в сторону, сделали скорее шаг от государства. Но кто-то потом сделал шаг обратно».

Лев Прудкин: «Фильм не является политическим, но никто не может вам запретить его рассматривать политически».

Владимир Прудкин: «Искусство не может быть политическим или не политическим, оно лежит в других категориях, оно либо хорошее, либо не искусство».