8 мая 2018 года во Франции стартует 71-й Каннский международный кинофестиваль. Россия в этом году представляет 5 фильмов в официальной программе кинофорума. Это рекорд за последние годы. Сразу два российских фильма вошли в основной конкурс фестиваля — биографический фильм «Лето» режиссёра Кирилла Серебренникова и социальная драма «Айка» режиссёра Сергея Дворцевого.
Сюжет картины «Лето» основан на малоизвестных фактах биографии культового певца Виктора Цоя. Действие фильма разворачивается летом 1981 года в Ленинграде, где под влиянием Led Zeppelin, Дэвида Боуи и других западных рок-звёзд зарождается русский рок. Продажи картины стартовали на Берлинском кинорынке — права выкупила кинокомпания Charades, основанная бывшими топ-менеджерами известных европейских дистрибьютеров Wild Bunch, Gaumont и Studiocanal. Продюсирует картину российская кинокомпания Hype Film и французская Kinovista. «Лето» — копродукция между Россией и Францией, снята при поддержке Национального центра кинематографии (CNC).
Картина «Айка» снята при поддержке Министерства культуры России и в копродукции пяти компаний: студия Сергея Дворцевого «Кинодвор», «Pallas Film», продюсер Танасис Каратанос (Thanassis Karathanos, Германия), «Otter Films», продюсер Анна Видра (Anna Wydra, Польша), «Juben pictures», продюсеры Луна Вонг и Жу Ли (Luna Wang, Zhu Li, Китай), Евразия Фильм Продакшн, продюсер Гульнара Сарсенова (Казахстан). Со слов режиссёра, драма повествует о девушке — мигрантке из Киргизии, которая родила ребёнка в Москве и была вынуждена оставить его в роддоме, о её душевных переживаниях и зарождающемся чувстве материнства. Детали проекта будут раскрыты на фестивале.
Сергей Дворцевой, режиссёр: «Участие в Каннском фестивале — дверь в мировой кинематограф. В 2008 году я представлял в Канне «Тюльпан», и был рад самому факту участия, но когда мы получили главный приз, это было невероятное ощущение, огромное количество предложений, знакомства с талантливыми людьми со всего мира. Я рад вернуться на фестиваль, который искренне считаю лучшим в мире».
В состав основного жюри этого года, которое возглавляет звезда мирового кино Кейт Бланшет, вошел российский режиссёр Андрей Звягинцев. Его картины неоднократно становились лауреатами Каннского кинофестиваля в разные годы.
Еще один фильм из России будет представлен на 71-м Каннском кинофестивале в программе Cinefondation — короткометражная картина режиссёра Игоря Поплаухина «Календарь». Это рассказ о женщине, которая раз в несколько месяцев отправляется в странные путешествия.
Игорь Поплаухин, режиссёр: «Этот фильм мы снимали без оглядки на конъюнктуру. Нам интересно было придать окружающей действительности особый художественный стиль, как в живописи, не снимать кино про «обшарпанную Россию». Неожиданно для нас эта экспериментальная во многих аспектах работа привлекла внимание крупного фестиваля — фильм попал в программу короткометражных фильмов Cinefondation Каннского кинофестиваля».
Одна из артовых секций Каннского кинофестиваля «Неделя критики» посвящена поиску новых талантливых режиссёров. В разные годы эта конкурсная программа открыла миру Отара Иоселиани, Бернардо Бертолуччи, Лео Каракса, Гильермо дель Торо, Вонга Карвая, Франсуа Озона и многих других ярких кинематографистов. В этом году Россия представлена в конкурсе короткометражной картиной молодого режиссёра Михаила Бородина «Я нормальный». Это двадцатиминутный фильм о старшекласснике Саше, живущем в небольшом поселке в маргинальной среде. Он вынужден притворятся, чтобы соответствовать окружающему его обществу, быть грубым хулиганом, но на самом деле он высокоразвитый интеллектуал, который мечтает вырваться из этого болота. Единственная возможность изменить реальность — поступление в вуз, к чему Саша основательно готовится, однако непонимание близких и отсутствие поддержки со стороны его любимой создает ему преграды. Казалось бы новая жизнь уже близко, но старая неумолимо тянет его назад вниз и иногда кажется, что он уже не готов с ней расстаться.
Михаил Бородин, режиссёр: «Только приглашение в конкурс такого фестиваля уже большая честь и ответственность. Для меня очень важно, что фильм взяли именно в программу «Недели критики», одну из старейших и авторитетных. Наш фильм о ребятах живущих в небольшом российском городке. Мы старались рассказать честную и современную историю о молодых людях в России 2018».
В рамках программы «Каннская классика», одной из самых популярных среди киноманов секций Каннского кинофествиаля, представят восстановленную специалистами киноконцерна «Мосфильм» картину выдающегося режиссёра Сергея Бондарчука «Война и мир. Андрей Болконский», первый фильм киноэпопеи в четырёх частях. Эта экранизация одноимённого романа Льва Толстого, считается одной из самых высокобюджетных в истории советского кинематографа.
Карен Шахназаров, Генеральный директор киноконцерна «Мосфильм»: «Картины, восстановленные специалистами «Мосфильма», регулярно участвуют в самых престижных международных кинофестивалях – Каннском, Венецианском, Берлинском. Всю работу по реставрации фильмов уже много лет мы проводим за счет собственных средств, восстановив за это время уже более 80 фильмов. И тот факт, что это не первая картина «Мосфильма», отобранная для показа зрителям в рамках секции «Каннская классика» говорит о том, что мы на правильном пути. Для нас это шанс не только продемонстрировать технические возможности киноконцерна, но и познакомить современного зрителя с фондом классического российского кино в наилучшем качестве. Участие в Каннском кинофестивале очень почетно для нас и позволяет зрителям дать оценку нашей безвозмездной акции по сохранению культурного наследия».
Цифровая реставрация картины «Война и мир» (1965-1967гг.), продолжалась около полутора лет и была завершена в 2017 г. Для специалистов «Мосфильма», занимавшихся комплексом работ по восстановлению фильма в высоком разрешении, этот проект был самым сложным. После оцифровки пленки была пройдена вся технологическая цепочка процесса цифровой реставрации: цветокоррекция, стабилизация изображения, покадровая «чистка» с устранением специфических дефектов. Параллельно велась работа по цифровой реставрации звука с приведением его к современным требованиям.
Федор Бондарчук, режиссёр: «С Каннским фестивалем мою семью всегда связывали самые тёплые воспоминания, в 1956 моя мама, Ирина Скобцева, лично представляла фильм Отелло, где она сама исполнила главную женскую роль и который получил приз за лучшую режиссуру, а я родился в год, когда мой отец, Сергей Бондарчук, вошёл в состав жюри. И я особенно рад, что в этом году зрители фестиваля смогут увидеть отреставрированную версию его выдающейся картины «Война и мир» в программе классики. Командой Мосфильма была проделана колоссальная работа по реставрации изображения, более того был полностью восстановлен звук».